Святая Библия

ПОКАЯНИЕ

Теологические исследования

Оглавление

Др. Питер С. Ракман

к первой главе

Эта лекция посвящена учению о покаянии и относится к сотериологии. Покаяние является очень распространенным термином в Слове Божием и означает отказ от чего-либо, перемену ума или перемену отношения к чему-либо. В соответстствии с Ветхозаветным законом, люди исповедывали грехи, приносили жертву, а затем снова повторяли и грех, и обряд жертвоприношения. В Ветхом Завете подобная практика продолжалась многие годы. Этот процесс описан в послании к Евреям, глава 10, в которой сказано о том, что приносящие жертву снова возвращаются для той же процедуры, чтобы очистить свою совесть для тех же грехов.

Евангельское покаяние представляет собой отказ от греха и возвращение к Богу. Лучше всего об этом сказано в Деяниях 20:21: “Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа”. Это называется “покаяние в жизнь” (Деян. 11:18), потому что обновленный разум не просто удаляется от зла, что составляет Ветхозаветный смысл покаяния, но обретает жизнь во Христе, и эта жизнь вечная не появляется до прихода Христа. Когда Павел пишет о “надежде вечной жизни” (Тит. 1:2), он не говорит о ком-либо, “надеющемся” получить ее в этом домостроительстве (диспенсации). Он говорит о факте, которого с нетерпением ожидали в Ветхозаветные времена и надеялись на его осуществление. Это видно из сказанного в Послании Титу 1:3 о явленном миру Слове.

Поэтому покаяние в Новом Завете имеет немного другое значение, чем в Ветхом. В основном само слово означает поворот, отказ от чего-либо, перемену ума, сердца или отношения к чему-либо. В этом смысле и о Боге говорят как о раскаивающемся или как о нераскаивающемся. Например, когда Моисей молился Богу и ходатайствовал за народ Израиля, а Господь сказал Моисею на горе Синай, что Он истребит этих людей (Исход 32:10), Моисей просит Господа: “отврати пламенный гнев Твой” (Исход 32:12). Эти слова означают: “Передумай, отмени задуманное”. Тоже самое вы найдете в Бытии 6:6, “И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем”. Таким образом, в основном, фундаментальном значении покаяние является не обязательно отказом от греха, но изменением ума и отношения к чему-либо. Тот же Бог, Который раскаялся в создании человека, сказал: “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?” (Числа 23:19). Бог не раскаивается в Своих словах, если это касается чего-то установленного. Если Бог говорит что-то и клянется Самим Собой, что нечто произойдет, то не будет никакого раскаяния или отказа от Своих слов (Евр. 6:13). Это обязательно исполнится. Но в книге Ионы 3:10 мы читаем: “...и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них и не навел”. Мы также читаем в Библии о проповеди Иеремии детям Израиля, когда Господь говорил через Иеремию, что если израильтяне не сделают то или это, то Он пошлет на них бедствия (Иер. 22:3-5). Когда Господь изменяет свои намерения, раскаивается, то это не имеет ничего общего с отказом от греха. Это означает, что Бог передумывает, отказывется от Своего намерения и отменяет истребление объектов Своего проклятия и гнева. Серьёзный студент, изучающий Библию, должен ясно это понимать, потому что многие лодыри в теологии, которые, роясь в Писании, пытаются доказать свои собственные убеждения, имеют привычку просто беззаботно игнорировать сказанное в Библии. Когда Библия говорит о Боге, раскаивающемся во зле, которое Он намеревался осуществить, это не имеет никакого отношения к отказу Бога от греха, а скорее имеет отношение к отмене наказания для тех, кто не хочет покаяться.

Таким оборазом, покаяние, в основном, означает “отказ от”, “отвержение” и, особенно, “перемену ума” , изменение отношения ума и сердца к чему-либо. В Новом Завете в I послании к Коринфянам 7:10 это покаяние называется “печаль ради Бога”, производящая “неизменное покаяние ко спасению”. Неизменное покаяние означает, что никто не должен снова возвратиться ко греху, это также включает в себя отношение ко греху, и, более того, это означает, что, поскольку вы уже спасены, вы не можете покаяться и снова спастись. Конечно, писатель послания к Евреям гипотетически говорит об этом в главе 6, стих 4-6, утверждая, что невозможно отпадших опять обновить покаянием. Более простыми словами, причина, по которой многие харизматы озабочены непрощаемым грехом, состоит в том, что они полны страха о совершении подобного греха в своей жизни. Вот почему, когда они не согласны с другими людьми, они часто обвиняют их в совершении подобного греха. Мы обнаруживаем, что те люди, которые больше всего говорят о богохульстве по отношению к Святому Духу, быстрее всех предполагают, что кто-то другой богохульствует, потому что у них самих совесть нечиста в этом отношении. Те из вас, кто спасен, возрожден, рожден свыше Святым Духом, никогда не примут в расчет отрывок о непростительном грехе, написанный до распятия Христа и данный евреям. Это не наша проблема и никогда ею не будет. Однако, когда человек получает Святого Духа и затем проходит через эмоциональные переживания, получает другой дух, притворяясь, что этот второй дух является Святым Духом, и отвергает учение Нового Завета о получении Святого Духа во время спасения (Гал. 3:2), тогда он всегда обеспокоен богохульством в отношении Святого Духа. Это характеристика христиан демонического типа, которые живут в современной Америке, и которые ведомы и руководимы нечистыми духами. Не ошибитесь в этом вопросе. Во II послании к Коринфянам 7:10 и послании к Евреям 6 вам сказано, что невозможно для спасенного человека снова вернуться в исходное состояние, покаяться и спастись опять. Невозможно. Когда человек спасен, то он спасен и если не спасен, то не спасен, и это все, что можно сказать.

Покаяние с негативной точки зрения — это не просто скорбь о грехе. Существует много людей, рыдающих над своими грехами без покаяния, а потом снова незамедлительно к ним возвращающихся. Акт раскаяния еще не есть покаяние, т.к. он дает грешнику право думать, что он может заслужить спасение и часто мешает истинному покаянию. Иуда Искариот (Мф. 27:3-5), Исав (Быт. 27:38, Евр. 12:16-17), Валаам (Чис. 22:34) и Саул (1Цар. 15:24) могут послужить примером лжепокаяния. Когда люди пытаются спастись, следуя Деяниям 2:38, они соблюдают этот фальшивый план спасения и раскаиваются, как Исав, Иуда, Саул и Валаам. Валаам покаялся в своих грехах и сказал: “Я согрешил”, и пошел в ад (Иуды 11-12). Саул сказал: “Я согрешил”, был отвергнут и пошел в ад (1Цар. 15:23-24, 28:16). Иуда сказал: “Я согрешил”, и пошел в преисподнюю (Деян. 1:20,25; Откр. 9:11). Фараон сказал: “Я согрешил” (Исх. 9:27), и пошел в ад после смерти (Рим. 9:17,22). Таким образом, существует большая разница между Библейским покаянием и современным покаянием, которое основывается на Мессианском послании Израилю в Деян. 2:38.

В Деяниях 2:38, Симон Петр говорит Израильскому народу покаяться в своем грехе отвержения Мессии (Деян. 2:5,14, 22,23). Во второй главе Деяний не сказано ни слова о человеке безотносительно к праведности совершенного искупления Христа, раскаивающемся в совершенных грехах, увлекавшим его в ад, — ни слова. Это объясняет, почему люди, которые каются и крестятся, в соответствии с Деяниями 2:38, никогда не приходят к покаянию. Потому что евангельское покаяние — это не скорбь о содеянном, евангельское покаяние - это скорбь о собственной сущности. Обратите внимание, как ясно это продемонстрировано в Библии в случае Симона Петра (Лук. 5:8), Иова (Иов. 42:6) и Исаи (Ис. 6:5). Обратите внимание, как ясно и живо Святой Дух привлекает ваше внимание к тому, безотносительно ваших чувств по этому поводу, что существует два типа покаяния, одно из которых приводит к смерти, потому что это мирская печаль (2Кор. 7:10). Другой тип покаяния ведет к спасению неизменному, потому что это скорбь ради Бога. Тип покаяния, который является мирскою печалью и приводит к смерти, является вашим сожалением о содеянном и признанием этого факта. Библейское покаяние — это сожаление о собственной сущности и принятие Христа, потому что сами вы являететсь грешником. В этом и состоит разница. У нас есть много таких скоропостижных обращений и катастрофических покаяний, когда человек выходит и говорит: “Я знаю, я никогда бы этого не сделал, если бы это не было ради Господа”, — все это, конечно, чепуха. Человек говорит: “Я позволил Христу войти в мою жизнь”, и это означает, что я взял часть Библии, поверил в нее и отбросил все остальное, внес неразбериху в Писание и напутал все, чтобы можно было зарабатывать на жизнь. Мы говорим не об этом. Мы говорим о сожалении по поводу своей сущности, о том, каковы мы есть. Например, когда Исаия увидел Бога, он не сказал, что сделал что-то плохое. Он сказал: “Я человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами”. Когда Иов лоб в лоб столкнулся с Божеством, он не извинился и не сказал , что сделал ошибку или произнес не те слова. Он сказал: “Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”. Увидев Иисуса и приняв Его своим Господом, Симон Петр сказал: “выйди от меня Господи, потому что я человек грешный”.

Признание грехов не является отличительной чертой покаяния. Покаяние — отказ от греха, принятие Иисуса Христа и обетований Святого Духа верой, потому что обетование Духа никогда не дается через водное крещение, ни разу после второй главы Деяний, ни в какой напечатанной Библии.

Существует необходимость покаяния. С положительной точки зрения это означает перемену разума, которая ведет к перемене поведения. Все нуждаются в покаянии, потому что все виновны в глазах Бога. В Евангелии от Луки 13:5 Господь говорит: “но если не покаетесь, все так же погибнете”. После крещения и искушения в пустыне в своей самой первой проповеди Господь сказал: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. В самой первой проповеди Иоанна Крестителя Израилю, после того как время наступило, конец приближался и Мессия должен был скоро прийти, Иоанн Креститель сказал: “Покайтесь” (Мф. 1:3-2). Покаяние приходит перед верой: “покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1:15). Покаяние приходит раньше прощения: “И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах...” (Лук. 24:47). Покаяние и прощение грехов должно быть проповедано во всех народах, а не только Израилю.

Это объясняет, почему Бог должен был вмешаться и поправить Симона Петра в 10 главе Деяний, когда он начал проповедывать другим народам, а не Израилю. Симон Петр уже готов был применить свою еврейскую формулу спасения из Деяний 2:38 в случае с Корнилием, когда Господь прервал проповедь и показал, что Деяния 2:38 уже больше не являются способом получения Духа Святого (Деян. 10:44-45). Петр, руководствуясь имеющейся у него в то время информацией, поступил правильно, сделав то, что Бог ему сказал, но Бог должен был дать ему дополнительную информацию. Поэтому неспасенные старейшины и пасторы пытаются учить свои собрания тому, что план спасения заключен в Деяниях 2:38, в то время как Бог уже изменил этот план.

Если вам это кажется странным, я бы посоветовал вам изучать Библию, вместо того чтобы сидеть и чесать голову. В своих деяниях с Израилем Бог неизменен (Мал. 3:6). “Ибо дары и призвание Божие непреложны” (Рим. 11:29). В то же время, Бог часто меняет Свои методы. Он исцелил одного слепого человека слюной и грязью, но в случае с другим человеком Он просто коснулся его глаз, а с третьим просто заговорил (Ин. 9:6, Мф. 9:29, Мк. 10:52). Один не исцелился от слепоты, пока не оставил Христа и не пошел своим путем (Ин. 9:7). В Деяниях 2:38 Симон Петр, проповедуя перед обрезанными, соблюдающими субботу, поклоняющимися в храме, воздерживающимися от свинины евреями, говорил им, что единственным путем получения Святого Духа является покаяние и крещение во имя Иисуса Христа. Когда он идет и проповедует то же самое другим народам, в соответствии с заповедью в Луки 24:47, то Господь прерывает его проповедь и показывает ему, говоря, что Он не имеет дело с другими народами подобным образом. Ни один язычник в истории мироздания никогда не был спасен в соответствии с Деяниями 2:38. Нет ни одного случая в Новом Завете, когда язычнику бы сказали: “покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов” (Деян. 2:38). Ни одного.

Вы можете возразить: “Но мне это проповедывали всю жизнь”. Вы живете в период Лаодикийской церкви, в век, когда проповедники не изучают Слово Божие, не верят в него, а когда проповедуют, то извращают и запутывают, чтобы оно соответствовало их собственным убеждениям. Вы не живете в великий период возрождения и изучения Библии. Эти маленькие, выхолощенные книжонки, которые люди читают по всей стране не являются Библией. Вы спросите: “А откуда вы знаете?” Я знаю, потому что вижу, что люди получают после их чтения. Каждый, умеющий читать, знает, что ни один язычник никогда не был спасен в соответствии с Деяниями 2:38. Каждый, умеющий читать на уровне третьего класса, знает это. Когда язычники были спасены в 10 главе Деяний, после проповеди Симона Петра, то они получили обетование Святого Духа по вере, перед водным крещением (Деян. 10:44-48). И не было ни одного язычника до этого момента и с этого времени, спасенного в соответствии с Деяниями 2:38. В Деяниях 2:38 Петр в своей проповеди Израилю говорит о покаянии еврейского народа за отвержение Мессии. А для других народов это означает покаяние и прощение грехов, проповедуемое во имя Христа (Деян. 10:43), а также принятие язычниками обетования Святого Духа верой (Гал. 3:14).

Покаяние — это Божия заповедь. “Итак, оставляя времена неведения”, — времена Ветхого Завета, когда Бог терпел идолопоклонство и смирялся с ним — “Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться”. Покаяться в чем? Контекст Деяний 17:30 — это поклонение человека изображениям и идолам вместо Господа Иисуса Христа, который является образом Бога (2Кор.4:4). Покаяние является очень важной темой Писания и упоминается в Библии более 100 раз. Покаяние, как мы уже говорили, являлось темой Иоанна Крестителя. “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3:1,2). Когда Иисус перед распятием послал Своих учеников проповедывать заблудшим овцам дома Израиля, Он заповедал им проповедь покаяния: “Они пошли и проповедывали покаяние” (Мк. 6:12).

В дни Пятидесятницы, когда еврейские Апостолы проповедывали перед соблюдающими Субботу, поклоняющимися в храме, воздерживающимися от свинины, бородатыми, обрезанными евреями, Петр говорил им: “Если вы хотите знать, что вам делать после того как вы распяли Мессию, то скажу вам: покайтесь и креститесь”. Это была также проповедь апостола Павла, та часть проповеди, в которой говорится о покаянии, хотя, конечно, он никогда не цитировал Деяния 2:38, и не только он. В Новом Завете нет ни одного упоминания о том, чтобы кто-нибудь после послания Израилю в день Пятидесятницы проповедывал бы Деяния 2:38 в качестве плана спасения. Конечно, вы не обретете спасение, если вам проповедуют такой план спасения, потому что вы должны получить обетование Духа через веру, а не водное крещение (Гал.3:14). В Деяниях 20:21, однако, Павел проповедует покаяние.

Ношей Божиего сердца явлется необходимость всеобщего покаяния, потому что во 2Петра 3:9 мы читаем, что Господь не желает, “чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. Нежелание послушания Богу в этом вопросе приводит к вечному проклятию в соответствии со словами Иисуса Христа в Евангелии от Луки 13:3: “но если не покаетесь, все так же погибнете”. И ни один доктор или адвокат не являются исключением. Ни один человек не является исключением, даже если его доход составляет $150.000 в год. Когда дело доходит до греха, то Бог причисляет вас к той же категории, к которой Он относит хиппи, дельцов, проституток, бродяг. Когда дело доходит до греха, Апостол Павел говорит: “нет различия” (Рим. 3:22). Вам может быть приятнее думать, что есть, но: “нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией“ (Рим. 22-23). Следовательно: “если не покаетесь, все так же погибнете” (Лук. 13:3).

Эти заповеди ясны. Покаяние заповедано всем людям, повсюду, и никто не является исключением. Вы спросите: “В чем покаяться?” Покаяться в своем дьяволизме, своей злобе, лени и упрямстве. Вы хотите, чтобы я и дальше продолжил этот список? Современным людям нужно называть вещи своими именами. У них есть столько позитивных помоев, состоящих из их желания “поделиться Христом”, “поделиться своим опытом” и “поделиться любовью Бога”, что они даже не знают, что они должны отвергнуть и к чему обратиться. У них шатающаяся походка. Покайтесь в своей лени в изучении слова Божиего, покайтесь в равнодушии к душам других людей, покайтесь в нежелании идти и обращать людей ко Христу, покайтесь в вашей трусости и отказе сказать людям о том, что они идут в ад, покайтесь в том, что уже спасенных вы пытались отвратить от спасения путем болтовни о Святом Духе, которую ни вы, ни ваш учитель-проповедник не понимаете. Покайтесь, отвернитесь от своих грехов — вот в чем нуждается этот народ. Прекратите лгать другим народам, для того чтобы заслужить их благосклонность, прекратите продажу оружия и экипировки людям, чтобы они стреляли друг в друга, а самим при этом говорить о мире. Покайтесь. Прекратите перемешивать людей в одной социальной и расовой группе, когда они не хотят быть вместе, тем самым провоцируя беспорядки, сломанные кости, изувеченные тела, кровоточащие сердца, больничные счета, — и все это только потому что вы думаете о разумности интернационального социализма. Покайтесь.

Понимаете ли вы, что значит покаяние? Это значит отказ от вашей дьявольщины и злобы. Прекратите делать всю ту подлость, которую вы совершаете. Вы бьете свою жену? Прекратите. Вы пренебрегаете своими детьми? Начните им помогать. Вы не молитесь всей семьей? Начните молиться. Аминь. Или вы слишком трусливы, чтобы протянуть другому человеку евангельский трактат? Начните их раздавать. Вы понимаете, что значит покаяние? Покаяние имеет отрицательный смысл: “прекрати, брось делать это”. Буквально это слово означает: “не делай это”. Данные слова означают, что Бог говорит с вами как догматический диктатор, а вы негодуете, обижаетесь, поскольку обладаете гнилой, злобной, порочной природой. Вот что это значит. Покайтесь. Прекратите пить, ругаться, прекратите загрязнять свои легкие, рискуя заболеть раком, начните платить ваши счета, прекратите говорить грязные шутки. Вот что это значит.

Вы понимаете, что значит покаяние? Хотите лучше это понять? Благослови Бог вашу душу, вы можете слушать радио в течение 15 недель и не услышать проповеди о покаянии. Уберите глупый телевизор из вашей комнаты. Уберите эти грязные записи из вашего дома, со всей этой рок-музыкой, которую вы считали христианской. Покайтесь. Знаете, что это значит? Это значит отказаться от вашей трусости, злобы, лени, упрямства, прекратить расстраиваться, когда вам говорят правду, начать любить людей, с которыми вы не согласны, простить своих обидчиков. “Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться” (Деян. 17:30). Откажитесь от ваших грехов. Вот о чем Он говорит. Понимаете? Хотите еще проще, хотите, чтобы я объяснил вам еще раз? Я объясню.

Покаяние с точки зрения интеллекта означает перемену ума. В Евангелии от Матфея 21:29 младший сын сказал: “...не хочу”, а после, раскаявшись, пошел”. Покаяние — это революционная перемена вашего отношения ко всему, а также ваших взглядов на грех и праведность, особенно на Библию, ее переводы и различные издания. Покайтесь. Покаяние учит христиан ненавидеть грех и любить Божию истину. Блудный сын покаялся. Будучи в далекой стране, он переменил свое отношение к жизни, решил вернуться в дом отца и быть слугой. Когда Петр в день Пятидесятницы попросил Израильский народ покаяться, он имел в виду перемену их ума по отношению к Мессии. Это означает отказ считать Его просто человеком, богохульником, самозванцем и признать Христа Мессией, посланным в Израиль, чтобы стать помазанным лидером еврейского народа.

С точки зрения эмоций, покаяние означает, что вы скорбите о спасении. Это покаяние ради Бога. Очень часто чувства играют важную роль в покаянии. Покаяние — это тяжелая битва. Я бы не сказал, что все, о чем я говорил выше, легко осуществимо. Нелегко человеку, который проводил все вечера за телевизором, выбросить из дома этот идиотский ящик. Это нелегко. Нелегко порвать отношения с отцом и матерью, которые были ведомы диаволом к отвержению Слова Божия. Это нелегко. Нелегко оставить церковь, в которой вы выросли и сделать это потому, что церковь начала поддерживать модернизм, либерализм, отступничество и принимает от них денежные приношения для поддержки революционных групп, убивающих людей в Африке. Это нелегко. Я никогда не скажу, что это легко. Бог никогда не говорил, что поступать, думать и говорить по истине легко. Вас этому учили в школе. Вас учили, что легко поступать хорошо, если вы никого не обижаете. Вас обучали люди, чьи головы нуждаются в обследовании. Вести себя праведно всегда нелегко, это может отразиться на вашем доходе. Вы понимаете? Я верю, что вы понимаете. Если вы со мной согласитесь, то, я думаю, мы прийдем к согласию: “Ибо корень всех зол есть сребролюбие” (1Тим. 6:10). Брат, если вы смиритесь с истиной, будете терпимы к истине, будете слушать истину, проповедывать истину, верить в истину и применять ее в жизни, то это вам дорого обойдется. Если вы думаете, что это может быть легко достигнуто, то делаете это только потому, что смягчаете, отрицаете, извращаете и игнорируете истину до такой степени, что уверены в правильности своих действий, в то время как это совсем не так.

Христос сказал: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Лук. 9:23). Думаете это легко? Христос сказал, что человек, который следует за Ним отвергает себя и берет крест свой. Думаете это легко быть пригвожденным ко кресту? О, в наши дни есть много христиан в красивой одежде, в маленьких хорошеньких машинках, с их хорошенькими маленькими песенками, улыбками, разглагольствованиями о Христе, приходящем в вашу жизнь. А как насчет кнута и гвоздей, сынок? Знаете ли вы что-нибудь об этом? А как насчет крови, пота, слез и слюны, сбегающих с лица? Вы это испытывали? Вот, что испытывают те, кто следует за Христом. Некоторые из вас должно быть следуют за лже-христом (Марк 13:22). Вы должно быть изобрели Христа, о котором говорите и который приходит в вашу жизнь.

Покаяние дается нелегко. В Луки 10:13 Иисус сказал о Тире и Сидоне, что если бы они покаялись, то они сидели бы во вретище и пепле. В Луки 7:44 кающаяся женщина омывала ноги Иисуса слезами. Мытарь в Луки 18:13 ударял себя в грудь, выражая скорбь сердца. В Псалме 37:19 Давид сказал: “Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем”. Покаяние не всегда сопровождается слезами и ужасной скорбью, но довольно часто.

С точки зрения воли, еврейское слово покаяние означает “отвернуться от”. Блудный сын сказал: “Встану”, — и он встал. Как сказал один человек: “Покаяние - это кризис, подразумевающий перемену опыта”. Павел говорит о покаянии больше как об опыте, а не как об отдельном поступке. Покаяние имеет двоякий смысл: во-первых, отказ от греха, во-вторых — обращение к Богу.

Сущность греха состоит в удалении от Бога, подобно блудному сыну. А сущность покаяния состоит в возвращении к Богу. Отказ от греха без обращения к Богу — это реформация, а не возрождение. Если вы отворачиваететсь от греха без обращения к Богу, то ваше состояние временно, своего рода передышка, перед тем как топор, в конце концов, опустится на вашу голову. В 1Фессалоникийцам 1:9 Павел сказал о своих обращенных: “вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному”. В Деяниях 26:18 Павел сказал, что его миссия состояла в том, чтобы: “Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу”. Покаяние не приносит блага, если оно не является покаянием Богу.

Как возникает покаяние? В основном, покаяние производится Святым Духом, обличающем о грехе, правде и суде (Ин. 16:8). В этом смысле можно сказать, что Бог дает его (Деян. 11:12), потому что это дело Святого Духа. Во 2 Тимофею 2:25, Павел наставляет Тимофея: “С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины”. Когда люди слышат проповедь Евангелия, Святой Дух обличает их о грехе и дает им желание покаяния, отвращение ко греху и обращение ко Христу. Иона проповедывал покаяние в Ниневии. Они поверили проповеди и обратились к Богу. Библия говорит: “благость Божия ведет тебя к покаянию” (Рим. 2:4). Господь сказал: “Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся” (Откр.3:19).

Результаты покаяния очевидны. Небеса ликуют. “Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лук.15:7). Покаяние не означает, что человек заслужил прощение, покаяние — это лишь условие получения прощения. Покаяние готовит человека к прощению, но еще не дает на него право. Прощение исходит из дела, исполненного Христом на Голгофском кресте. Тогда Святой Дух, приходящий в душу раскаявшегося грешника, дает ему уверенное знание того, что его грехи прощены, что он во Христе, возрожден и рожден свыше. Все библейские благословения даруются человеку только после истинного изначального покаяния Богу. Искупленный грешник никогда не должен прекращать быть раскаивающимся грешником, и должен время от времени проверять свою жизнь, отвращаться от своих индивидуальных грехов, исповедывать их, судить их, и снова возвращаться к Богу и пребывать в общении с Ним. “Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1Ин. 1:7).

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.