История Церкви Божией в лицах Божиих мужей из книги «Христианский Зал Славы»

Апостольская Церковь

От Иисуса Христа до 500 года н.э.

Начиная с этого номера, мы открываем постоянную рубрику, посвященную героям веры. Теперь у вас есть возможность не только увидеть их лица, но и узнать их славный путь служения Господу, их жизнь, их страдания и их смерть.

 

Одним из самых примечательных исторических явлений было быстрое распространение христианства за первые пять столетий его истории. Христианство началось подобно многим другим тайным течениям, каких было очень много в тогдашней Римской империи, но затем идеи христианства были распространены апостолами по всему известному тогда миру. Рим же первым и пытался сдержать христианство, а затем и уничтожить его суровыми мерами: окончательно и бесповоротно. Несмотря на это, христианство постепенно расширялось настолько, что быть римским гражданином почти всегда обозначало быть христианином. Христианская церковь получила признание почти во всей Римской империи и поддержку римского государства.

В течение этого периода церковь превратилась в организацию со своими правилами и со своей системой убеждений. Развитие церкви в организацию и разработка системы убеждений были взаимосвязанными факторами. К тому времени, как основная часть империи приняла христианство, сформировались и основные черты христианского сообщества, его основные словесные выражения, а также Апостольский и Никейский символы веры. Были определены порядки принятия в церковь, развивались формы поклонения, определялись основные пути поддержания христианского образа жизни.

Начиная с третьего столетия, начали подниматься вопросы христианской морали нравственности, с того же времени появилось и некоторое послабление христианских стандартов и начала расширяться пропасть между идеальным и реальным христианством. В этих условиях возникло монашество, частично, как бунт отдельных людей против церковной организации. Сначала церковная власть презрительно относилась к мирянам, которые жили отшельниками, но спустя время это движение разрослось настолько, что к пятому столетию монашество уже стало основой христианской церкви.

За это время христианство столкнулось с несколькими опасностями. Одно время существовало верование в то, что духовный и материальный миры полностью отделены друг от друга. Впоследствии многие пытались рассматривать христианство как особую философию, что-то вроде греческой философской школы. Некоторые высокопоставленные церковные деятели начали превозносить себя, и их начала мучить жажда власти, повлекшая за собой стремление контролировать церковный механизм. Христиане начали участвовать в общественной жизни империи, причем зачастую это противоречило христианским убеждениям.

Многие считали себя христианами, но лишь немногие на самом деле были таковыми. Церковь приспосабливала себя, чтобы угодить неспасенным. Поместные церкви превращались в организации. Духовенство богатело, рос его престиж и власть, подкрепляемая к тому же еще и гражданской властью. В целом этот период был периодом установления теологической мощи и увеличения количества христиан.

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.