Стефан

А. Харроп

Впервые встретив Стефана, мы видим человека, занятого скромной работой. Он не проповедовал перед огромными толпами и не имел, насколько нам известно, даров пророчества и исцеления. Нет, вместе с шестью другими ему была поручена скромная работа - «обслуживать столы». Вследствие быстрого роста числа учеников двенадцать были загружены. И эту работу, посчитали они, можно спокойно препоручить кому-то другому.

Так я начал статью о Стефане. Но чем больше я вникал в этот вопрос, тем больше приходил в замешательство. В Деяниях 6:3 я нашел следующие слова: «Отберите же, братья, из своей среды семь мужей, имеющих доброе свидетельство, полных Духа и мудрости. Им поручим эту службу». Так... подумал я. Неужто они требовали подобной квалификации от людей, которым предстояло «обслуживать столы»? И я попытался мысленно нарисовать этих вдов, - упомянутых в ст.1, - сидящих за столами, в то время как эти семь достойных мужей им прислуживают. Почему-то я никак не мог этого представить. И снова я прочитал в стихе 8, «Стефан же, полный благодати и силы, творил чудеса и знамения великие в народе». Может быть, он совершал их во время ношения тарелок и блюд? О нет! Здесь явно было что-то не так, и поэтому я вернулся назад. Я обратил внимание на ст. 1, где сказано, что эллинисты (иудеи, говорящие по-гречески) стали роптать из-за того, что «вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании». И я задумался о том, что же это было за «ежедневное обслуживание»: ведь Стефану и другим было поручено восполнить его недостаток. Когда я прокручивал это, мне внезапно пришло в голову вернуться к окончанию предыдущей главы (как часто нас сбивает с толку деление на главы). Я нашел там вот что: «И каждый день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать Христа Иисуса». Так вот чем было это «ежедневное обслуживание» (греч. diakonia - служение)! Понятно, что из-за стремительного роста числа верующих у апостолов не хватало на всех времени. Кто-то остался без внимания - и возник ропот. Итак, когда эллинисты начали роптать, было решено, чтобы эти семь человек тоже занялись учением и проповедью. Что же касается выражения «обслуживать столы» - я думаю, что это был всего лишь образ речи, означавший, что апостолы не могли взвалить на себя все имеющиеся дела.

Из сказанного далее мы можем заключить, что это решение принесло плоды: «Слово Божие росло, и сильно умножалось число учеников в Иерусалиме, и очень много священников подчинялось вере» (Деян. 6:7). Это, конечно же, встряхнуло все находившиеся там сатанинские силы. И мы читаем, что они «спорили со Стефаном» (поскольку именно он «творил чудеса и знамения великие в народе»). Из этого места мы можем извлечь для себя один хороший урок - бесполезность спора. Хотя эти люди и не могли противостать мудрости и духу, которым говорил Стефан (ст. 10), это ни капельки не повлияло на их противодействие. Говорят, что самые глухие - это те, кто не хочет слушать. Когда эти люди потерпели явное поражение в споре, они обратились к другим методам. Посредством хитрости и коварства они возмутили весь народ против Стефана и потащили его в синедрион. «И устремив на него взгляд, все сидящие в синедрионе увидели лицо его, как лицо ангела» (Деян. 6:15).

В Писании упомянуто не так уж много людей, чьи лица светились от Божьей славы. Я помню лишь троих. Первый - наш Господь на горе преображения. Второй - Моисей, которому после долгого общения с Богом на Синае было сказано одевать на лицо покрывало при обращении к народу. Третьим же был Стефан. Обвинители Стефана говорили, что они слышали: «Как он говорил, что этот Иисус Назорей разрушит место это и переменит те обычаи (ритуалы), которые предал нам Моисей». Но когда они посмотрели на него, чтобы услышать опровержение обвинениям о Моисее, то увидели, что его лицо изменилось, «как лицо ангела» (Деян. 6:15). Доказательство близкого общения с Богом было на лице Моисея - и оно же было на лице Стефана. Сравнение должно было быть поразительным. И далее, когда Стефан продолжал свою защиту, его постоянные ссылки на Моисея должны были звучать в их ушах подобно ударам молота: «Моисей» (ст. 20), Моисей» (ст. 22), «Моисей» (ст. 28) - и еще 9 раз он упоминает это имя. В то время как он шел по всей истории Моисея и его народа, лицо его излучало ангельское сияние. А его свидетельство было более чем достаточным, чтобы отвергнуть предположение, что он хоть сколько-нибудь желал переменить: «те обычаи, которые предал нам Моисей» (Деян. 6:14). Это лицо должен был видеть Савл из Тарса. Его совесть не могла не признать, что Стефан прав, а он ошибается. С этого момента он «шел против рожна».

Теперь мы должны рассмотреть замечательную речь Стефана. Обратите внимание на слова «во второй раз». Он делает на них ударение. Слова «первый» и «второй» дают ключ к пониманию заключительного обвинения: «как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51).

Во-первых, необходимо отметить различие между указаниями, данными Аврааму (Деян. 7:3), и его действиями. Ему было сказано: «Выйди из земли твоей и из родни твоей и иди в землю, которую Я тебе укажу». Он подчинился лишь наполовину: ушел в Харан и обосновался там. Не более того. В то время он все еще жил среди своей родни. Это был «первый раз». «Второй раз» наступил, когда умер его отец (ст. 4). После этого он переселился «в эту землю, на которой вы теперь живете».

Далее мы читаем об Иосифе. Здесь тоже есть «первый» и «второй» раз. Когда отец послал Иосифа отнести братьям пищу, они сказали: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь и убьем его» (Быт. 37:19-20). Но во второй раз (ст. 13), когда Иосиф дал пищу своим братьям, они преклонились перед ним.

После этого дети Израиля попадают в рабство к фараону. У них была замечательная возможность, когда к ним был послан Моисей, но они упустили ее. Вместо того, чтобы принять его как своего руководителя и избавителя, они сказали: «Кто тебя поставил начальником и судьей над нами?»(Деян. 7:27). Это был «первый раз». Во «второй раз» история звучит иначе. «Этого Моисея, которого отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьей? - его-то послал Бог и начальником и избавителем...» (Деян. 7:35). Видите, каждая нарисованная Стефаном картина была по сути дела обвинением в адрес озлобленных членов совета. Каждый раз дети Израиля проявляли злобное непослушание и сознательно отвергали назначенного Богом начальника, а потом, когда он посылался во второй раз, вынуждены были принять его. Точно так же израильтяне времен Стефана обошлись с Господом Иисусом Христом. «Первый раз» пришел и ушел. Они отвергли Его и обошлись с Ним постыдно жестоко. Они подняли свои голоса в ужасном крике: «Распни, распни!» Но также как в случае с Иосифом и Моисеем, приближался «второй раз». Второй раз, когда им стоило преклониться перед Ним, как братья Иосифа преклонились перед Иосифом. Если бы современники Стефана задумались о пророчестве Иеремии, то они бы вспомнили о двух заветах. Мы читаем о завете, «который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили». И был завет, который «Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу Его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:32-33). Но они не прислушались к словам Стефана и не задумались об этом. Они пришли в бешенство. Они побили его камнями. Поэтому Стефан был абсолютно прав, говоря: «Жестоковыйные и необрезанные сердцем и ушами, вы всегда Духу Святому противитесь, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? И убили они предвозвестивших пришествие Праведного, Которого предателями и убийцами вы теперь сделались».

Мы знаем, что «второй раз» тогда не наступил. Иудеи не покаялись перед Своим воскресшим Царем. Времена отрады (Деян. 3:20) не пришли от лица Господа, и не пришел предназначенный для них Христос Иисус. Вместо этого исполнились суровые предостережения Втор. 28 Свою роль в этом сыграло и Деян. 7:57-8:1. Тем не менее, надежда Израиля была в силе вплоть до конца Деяний (см. 28:20). Окончательный суд был произнесен в Деян. 28:26-28. И Израиль стал «Ло-Амми» («не Мой народ», Ос. 1:9 ). Но в назначенное Богом время «придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова. И это им от Меня завет, когда Я удалю грехи их» (Рим. 11:27).

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.