Церковь на Протяжении Темных Веков

(500-1000 годы от Р.Х.)

Лишь немногие религии выжили в отрыве от тех культур, в которых они зародились. В течение первых пятисот лет своей истории христианство не только распространилось по всей римской империи, но и стало неразрывно связано с римской культурой и стало отождествляться с ней. В 410 году город Рим был предан огню и разграблен, а в 476 году был свержен последний из римских императоров. К 500 году римская империя и ее греко-римская культура переживали период глубокого упадка. Империя подверглась вторжению неприятеля с двух сторон. С севера наступали язычники, племена варваров. С юга наступали арабы, которые принесли более сильную религию — ислам. К 1000 году арабы и ислам контролировали половину того, что когда-то было римским и христианским. В тех областях, где доминировали арабы, христианские церкви приходили в упадок.

Но христианство выжило. Уже в 496 году Кловис, король франков, принял крещение. Это событие отметило начало эры, когда германцы начали играть роль оплота веры на западе Европы. Итак, хотя христианство и пришло в некоторых областях в упадок, набирало силы христианство западное.

В шестом столетии Юстиниан I восстановил значительную часть римского управления в западной части Северной Африки и увеличил престиж церкви на востоке. Именно в этом столетии христианство проникло в Судан и Китай. На Западе папа Григорий I еще больше увеличил власть церкви и отправил миссионеров в Британию, что привело ее к обращению в христианство.

Седьмое столетие принесло с собой мусульманские завоевания. К 715 году они захватили Испанию, Средний Восток и Северную Африку. В эти годы языческие племена славян и болгар переселились на Балканы и в придунайские регионы и установили государства язычников в некогда христианских землях.

В восьмом столетии на Западе произошел подъем веры и морали. Была обращена в христианство подавляющая часть Германии. Но девятое и десятое столетия принесли с собой новые вторжения язычников. Они обосновались в ряде регионов во Франции и Британии, а также вдоль европейского побережья. Завоевания привели к упадку стандартов западного христианства. Монастыри стали вырождаться, а мораль среди духовенства постоянно слабела. Папство стало жертвой внутренних раздоров в Риме.

В восьмом и девятом столетиях Восточная церковь, с центром в Константинополе, раскололась в результате долгих споров об идолах или статуях. Тем временем арабы со своим исламом завоевали Сицилию и юг Италии. В Китае церковь слабела в результате преследований.

К концу девятого столетия с восстановлением мощи Византийской империи (Константинополь) христианство в Центральной Европе также начало развиваться более интенсивно. В начале десятого столетия по всему Западу распространились реформы, начатые в монастыре Клюни, что во Франции. В 962 году Римская империя на западе возродилась под началом немца Отто Первого. На конец первого столетия приходится начало обращения в христианство Руси. Это говорило о приближении времени бурного развития христианства.

Анализируя христианство начала первого тысячелетия, можно заметить, что последние пятьсот лет были годами упадка. Христианство уступило место в соответствующих регионах таким религиям, как ислам и конфуцианство, и соответствующим культурам. Это был также период отделившихся малых групп (сект) в христианстве. В различных частях «христианского» мира среди них были также секты, как несториане, ариане и т.д. Это были частично культурные отклонения, но частично и доктринальные. В эти годы разделились два основных крыла Католической церкви (восточное и западное). Несмотря на всеобщий упадок, особенно в девятом и в начале десятого столетия, все же были выдающиеся христиане, во многом повлиявшие на развитие христианства. В это время, к концу первого столетия, были также отличены признаки нового пробуждения.

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.