Джероламо Cаванарола

(1452 — 1498 от Р.Х.)

Под влиянием своего деда, Савонарола с детства воспылал страстью к учебе. Все надеялись, что он со временем станет великим доктором, однако душу его охватили религиозные чувства. В 1474 году он принял твердое решение посвятить себя монастырской жизни — такое впечатление произвела на него проповедь прочитанная неким монахом-августинцем. Семь лет Савонарола провел в стенах монастыря доминиканцев.

Проповедовать Библию Савонарола начал во Флоренции (Италия), в 1481 году во времена Лоренцо Великолепного, когда народ Флоренции жил аморальной жизнью, когда власти поощряли погоню за наслаждениями и сочинение непристойных песенок. В своих первых проповедях в Сан-Лоренцо в 1483 году привлек к себе лишь немногих слушателей, но два года спустя в Брешии он произвел на своих соотечественников огромное впечатление своей проповедью об Апокалипсисе, угрожая слушателям приближающимся гневом и в тоже время говоря с нежным пафосом о бесконечном Божьем милосердии к раскаявшемуся грешнику.

К 1491 году его слава во Флоренции возросла, и началось его влияние на Флоренцию. Лоренцо тщетно пытался заставить упрямого проповедника замолчать или, по крайней мере, умерить неистовство своих обличающих речей. Но все было бесполезно: «Передайте вашему господину, — сказал Савонарола к посланным к нему от Лоренцо, — что, хотя я и смиренный странник, а он господин Флоренции, — я останусь, а он уйдет». В следующем году Лоренцо умер.

Проповеди Савонаролы привели к тому, что город стал «республикой». Савонарола, обретший невероятную популярность среди простых людей, был избран управителем города.

Его проповеди становились все неистовее, он провозглашал о Божьей милости к добрым и Его гневе на виновных. Он видел, как он говорил, направленный на землю меч: «Небеса потемнели, гремел гром, молнии сверкали, голод, кровопролитие и мор опустошили мир».

Облик флорентийских улиц полностью изменился. Духовные гимны и песнопения пришли на смену легкомысленным песенкам; мужчины и женщины теперь одевались более консервативно и отвергали мирское и суетное. Люди всех сословий — знать, ученые, художники — становились монахами. Город превратился в христианскую республику, во главе которой был поставлен Христос.

Папа Александр VI предложил ему кардинальский сан, если только он прекратит проповедовать Слово Божие и обличать успехи Ватикана. Савонарола отверг «красную шапку» кардинала, ответив: «У меня не будет иной шапки, кроме как шапка мученика, обагренная моей собственной кровью».

Он был отлучен от церкви, посажен в темницу, подвергнут пыткам, после чего сожжен на костре. В то утро, когда его вели на казнь, епископ огласил приговор: «Отлучаю тебя от церкви воинствующей и торжествующей». Савонарола ответил: «Только не от церкви торжествующей — это не в вашей власти». Перед смертью он сказал: «Рим не сможет погасить сей костер...»

Из проповеди «Епитимья»

О Италия, О Рим, О Флоренция! Твои грехи, твоя безбожность, твои прелюбодеяния, твоя жестокость — вот, что породило эти бедствия. Вот причина! А если причина зла обнаружена, ищите от него лекарство. Устраните грех, источник всего зла, и вы будете исцелены: quia remota causa, removetur effectus. Оставьте грех, и горести отступят от вас, но если вы не сделаете этого, то, поверьте мне, никакие другие лекарства вам не помогут. Вы обманываете сами себя, о Италия и Флоренция, если не верите тому, что я говорю вам. Вам не поможет ничто, кроме епитимьи: поступайте, как знаете, но без этого все усилия будут напрасны. Вы убедитесь в этом.

О богатые, о бедные, не забывайте об епитимьи; а вы, богатые, давайте бедным подаяния. Peccata tua elemosinis redime. О боящиеся Бога, делайте добро и не бойтесь скорбей, ибо Бог пошлет вам в них утешение. Епитимья — это единственное лекарство, и только если вы истинно раскаетесь, вы избавитесь практически от всех своих бед. Agite poenitentiam, и оставьте грехи, которые являются причиной скорбей.

А теперь я должен обратиться к вам, о священники, я хочу обратиться к плохим пастырям, ибо к хорошим я всегда относился с почтением. Откажитесь, говорю я вам, от того неслыханного, проклятого порока, который столько раз вызывал на вас гнев Божий. О похотливые, облекитесь во власяницу и сотворите необходимую вам епитимью! О вы, чьи дома переполнены суетой мира сего, картинами, недостойными христианина и греховными книгами, такими как Morgante и другими противными вере стихами, принесите их ко мне, чтобы сжечь их на костре и устроить жертвенник Богу. И вы, матери, обожающие своих дочерей и воспитывающие их в суете, тщеславии и любви к украшениям, принесите сюда эти непотребные вещи и мы бросим их в огонь, чтобы, когда придет гнев Божий, Бог не нашел их в ваших жилищах. И я повелеваю это вам как отец. Если вы поступите так, как я говорю вам, этих ваших, только ваших, будет достаточно для умиротворения Божьего гнева, иначе мне придется пожалеть о том, что я принес вам дурные известия...

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.