Действительно Ли Мы Знаем Евангелие?

Манфред Коубер
доктор теологических наук

Ежегодно, преподавая учение о спасении, я провожу опрос студентов, с целью проверить их понимание Евангелия. Я прошу их представить, что они находятся в больничной палате у постели умирающего неверующего. Я прошу их донести до него Евангелие в двадцати пяти словах. После двадцать пятого слова пациент условно умирает. Что скажут студенты в такой ситуации? Способны ли они так кратко и вместе с тем точно преподнести Евангелие, что, если смертельно больной человек ответит должным образом, то будет спасен? Достаточно ли понимают студенты Евангелие, чтобы быть способными объяснить его в нескольких словах? Через некоторое время мы вернемся к ответам студентов на мой вопрос.

Чем Евангелие не является

1.Всемирный Совет Церквей на Пятой ассамблее в Найроби объявил, что Евангелие «всегда включает ответственность человека за участие, принимаемое им в борьбе за справедливость и человеческое достоинство, обязательство отвергать все то, что препятствует нравственному развитию человека».

Неужели это Евангелие?

Несколько лет назад евангелист Лейтон Форд проводил кампанию в Дес-Майнесе. Служителям он был представлен как «проповедник обоюдоострого Евангелия». Евангелие, согласно Форду, подобно представлению Всемирного Совета Церквей, должно включать в себя, наряду со спасением отдельного человека, и спасение общества в целом. И это Евангелие?

2.Роберт Шуллер из «Кристальной соборной славы» заявляет, что «Христово Евангелие должно провозглашаться как спасение от стыда к славе, от самоосуждения и сомнения в себе до уверенности в себе и самоутверждения». Далее Шуллер продолжает, что «Евангелие Иисуса Христа может быть названо теологией самоуважения». И это Евангелие?

3.Джон Мак-Артур в своей, вызвавшей бурные споры, книге «Евангелие от Иисуса» пишет, что «призыв к Голгофе должен считаться тем, чем он и есть: призывом к ученичеству под руководством Иисуса Христа». «Проповедуемое Иисусом Евангелие было призывом к ученичеству...». «Сущность спасительной веры состоит в полном отречении от себя и абсолютном подчинении...». И это Евангелие?

Что же такое Евангелие?

Греческое слово «evangelion», переведенное как «Евангелие», означает «благая весть». Но следует тогда спросить: благая весть о чем? В Новом Завете слово «Евангелие» используется в нескольких стихах.

1.Евангелием могут быть хорошие новости о людях. В 1Фессалоникийцам 3:6, Павел пишет, что Тимофей принес добрую весть, буквально «евангелие», о стойком возрастании в вере святых церкви в Фессалониках.

2.В Новом Завете говорится также о «Евангелии Царства». В Евангелии от Матфея слово «evangelion» используется для обозначения «Евангелия Царства» (Мф. 3:1-2; 4:17; 10:5-7), то есть добрая весть состоит в том, что придет Мессия и установит Свое Царство, как и было предсказано в Ветхом Завете. Во время первого прихода Христа народ израильский официально отверг Его верное сообщение о Царстве. Но Евангелие Царства будет провозглашено еще раз во время великой скорби (Мф. 24:14) непосредственно перед возвращением Христа и установлением тысячелетнего царства Сына Давидова.

3.В третий раз термин «evangelion» применен к «Евангелию благодати Божией» (Деян. 20:24). Это Евангелие подробно описано в Посланиях, но определено оно апостолом Павлом в 1Кор. 15:3-4: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию». Так в чем же состоит Евангелие, которое принял Павел и которое должен провозглашать каждый верующий? Как лаконично пишет один автор: «Добрая весть состоит в том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых». Райри дал весьма полезный анализ элементов Евангелия в 1Коринфянам 15:3-4. Он пишет, что «Евангелие — это добрая весть о смерти и воскресении Христа. Он умер, и Он живет — вот сущность Евангелия. Факт погребения Христа доказывает факт Его смерти... Он в действительности умер, и умер за наши грехи... Включение списка свидетельств доказывает реальность Его воскресения».

Итак, Евангелие — это добрая весть о Христе, о том, что Он умер за нас и что воскрес из мертвых. Это есть «Евангелие благодати Божией», в котором Он предлагает грешнику дар вечной жизни. Грешнику необходимо просто уверовать в Иисуса Христа (Деян. 16:31) и Бог милостиво дарует вечную жизнь и все благословения, которые из этого следуют (Еф. 1:3).

Как преподносить людям Евангелие

Для христианской веры нет ничего более важного, чем Евангелие. Евангелие занимает центральное место в вопросе спасения грешника. Мы не осмеливаемся делить Евангелие на «спасительное Евангелие» для искупления грешников и на «социальное Евангелие» для реформирования общества, как поступают Лейтон Форд и Всемирный Совет Церквей. Мы не осмеливаемся, как это делает Шуллер, лишать Евангелие концепции о необходимости смерти Христа для искупления человеческих грехов. Мы не осмеливаемся искажать Евангелие, как делает Мак-Артур, путая спасение и освящение и делая подчинение власти Христа необходимым условием для спасения, «без чего нет спасительной веры».

Вернемся теперь к тому опросу, который я предлагаю студентам (эта идея принадлежит доктору Райри, который использовал ее на своих уроках теологии). Некоторые смышленые студенты просто цитировали Иоанна 3:16 — этот стих, имея 21 слово, входит в установленные нами рамки. Но этот ответ не засчитывается. Было условленно, что студент должен выразить суть Евангелия своими собственными словами. Некоторые студенты представляют свои варианты примерно так: «Иисус Христос отдал свою жизнь за тебя. Если ты примешь Его как своего Спасителя, то Он спасет тебя». Это не плохой ответ, но все же он недостаточно хорош. Боюсь, что наш умирающий друг имеет не слишком-то большой шанс стать спасенным. В этом варианте представлении Евангелия не достает одного элемента четкого представления Евангелия. Краткое и всеобъемлющее представление Евангелия включает в себя три составляющих: первое — проблема человека, второе — Божественный замысел и третье — личное принятие спасения. Без понимания всей глубины проблемы человека не может быть спасения. Человеку, которому вы сообщаете Евангелие, нужно помочь осознать свое положение погибшего грешника. Далее ему надо дать представление о Божественном замысле. Плохая весть состоит в том, что человек является погибшим и никак не может прийти к Богу с помощью своих заслуг. Добрая же весть состоит в том, что Бог послал в мир Спасителя. Христос умер за грешников. Он заменил их, возложив на себя наказание за человеческие грехи. Наконец неспасенный человек должен узнать о необходимости лично принять спасение. Полезно знать, что Христос умер за каждого человека (Евр. 2:9). Но то, что Христос умер за всех, не говорит, что все люди спасены автоматически. Грешник должен лично принять спасение. Библия говорит, что человек должен лично уверовать, он должен принять дар спасения, который предложен всем и не требует оплаты.

Проанализировав ответы студентов в свете трех основных элементов представления Евангелия, я знакомлю их со своим вариантом сообщения: как не более чем в двадцати пяти словах, охватить проблему человека, Божий замысел и личное принятие решения:

«Друг, ты грешник, но Он умер вместо тебя и воскрес. Поверь в Него сейчас как в своего Спасителя, и Он спасет тебя навсегда».

Таково краткое и полное представление Евангелия. Это сообщение включает, как и должно быть, информацию и призыв. Грешник должен знать, почему он нуждается в спасении, кто может спасти его, и как он может спастись.

Действительно ли мы знаем Евангелие? Для четкого и понятного донесения до людей не обязательно иметь теологическое образование, хотя оно само по себе полезно. Сэр Роберт Андерсон подводит итог требований к тем, которые должны свидетельствовать о Евангелии: «От тех, кому Бог доверил нести Евангелие, Он не требует, чтобы они были утонченными и образованными, но еще меньше они должны быть невежественными и невоспитанными грубиянами; они не обязаны блистать мастерством в области догматической теологии, но еще меньше они должны славиться полным незнанием доктрин; не обязательно им быть блестящими и красноречивыми ораторами, однако еще меньше им следует быть скучными и неодаренными. Все, что Он ищет в нас — это подходящее орудие, на котором может почить сила Христа, пустой земной сосуд, который Он может наполнить своими бесценными сокровищами».

Мы должны проповедовать о Спасителе и обещать прощение и мир каждому созданию. Все мы можем делать это. Все мы должны делать это чаще. Если мы верны указанию Господа, мы можем ожидать, что Дух даст нам силу и Всевышний Господь сделает наше служение полезным.

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.