Религиозное Мошенничество

Ральф Вудроу

Продажа реликвий, индульгенций и совершение церковных обрядов стало прибыльным делом для церкви средних веков. Папа Бонифаций VIII объявил 1300-й год юбилейным, в честь которого предоставил бесплатные индульгенции для тех, кто совершит паломничество к святому Петру. В тот год 2.000.000 человек оставили такое несметное сокровище у предполагаемой могилы св. Петра, что двум священникам пришлось с граблями в руках грести деньги день и ночь. Много подобных мероприятий совершал для обогащения своих родственников папа Гаетани, который скупил множество замков и роскошных имений в Латвии. Это очень возмущало население Рима.

Со времен Константина католическая церковь умножала свое богатство быстрыми темпами. В средние века церкви принадлежали целые города и огромные участки земли. Население католических стран обязано было платить церковные налоги, что не могло совершаться от чистого сердца, поскольку народ «вынужден» был платить подать, против чего был ап. Павел (2Кор. 9:7). В те дни немногие умели писать, поэтому довольно часто к составлению завещаний привлекались священники. В 1170 году папа Александр III выдал постановление, которое лишало законной силы всякое завещание, составленное без присутствия священника! Любой светский нотариус, составлявший завещание (за исключением вышеупомянутых обстоятельств), должен был отлучаться от церкви! Обычно священник был последним человеком, с которым общался умирающий, поэтому он совершал последний обряд — соборование. При таком положении дел, вне всякого сомнения, церковь не обижали.

Еще одним источником прибыли была продажа индульгенций. Католическая энциклопедия объясняет, что грехи, совершаемые после крещения (которое у католиков обычно совершается над младенцами!) прощаются через таинство епитимии: «Хотя, конечно, все еще остается временное наказание, которого требует Божественное правосудие, и это требование должно исполниться либо в настоящей жизни, либо в будущей, т.е. в чистилище. Приобретение индульгенции освобождает раскаивающегося грешника от наказания во время жизни на земле». Некоторые имеют только общее представление о том, что подразумевается под словом индульгенция.

Относительно индульгенций есть еще одна малоизвестная деталь, а именно, на каком основании, по вере католиков, они выдавались. Католическая энциклопедия утверждает, что основанием или источником выдачи индульгенций является «Сокровищница». Это понятие включает в себя безмерное искупительное дело Христа, Который есть умилостивление за грехи наши (1Ин. 2:2). «И кроме сего, — заметьте, — благодеяния Благословенной Девы Марии, не ослабевающие от вины за любой грех, добродетели, епитимии, а также страдания святых, в значительной степени превосходящие временное наказание, которым эти рабы Божьи подвергли себя». Поскольку святые совершили гораздо больше добрых дел, чем этого требовалось при жизни, то существует дополнительный запас заслуг или сокровищница заслуг, которые посредством индульгенций вменяются тем, кто не сумел стать святым! Такая доктрина была догматически изложена в Булле «Unigenitus» Клементия VI в 1343 году. «Таким образом, по учению католиков, продажа индульгенций основана на заслугах Христа и святых».

Если Христос «есть умилостивление за грехи наши», и Его кровь «очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7; 2:2), то каким же образом заслуги Девы Марии и прочих святых могут что-то к этому прибавить? То, что сделала Дева Мария и прочие святые, ничего не может прибавить к однажды совершенному на Голгофе подвигу Иисуса Христа. По-моему, весь этот бред ни чуть не оправдывает доктрину об индульгенциях, а скорее доказывает, что она была выдумана людьми.

Трудно поверить, что идея индульгенций произвела так много соблазнов. Поскольку выдача индульгенций была непосредственно связана с деньгами, то Католическая энциклопедия утверждает следующее: «Выдача индульгенций была чревата опасностью, и вскоре стала великим источником зла… ради обогащения… церковные торгаши стали наживаться на индульгенциях… соблазн был повсеместным!»

Соблазн заключался в том, что продававшие индульгенции грешникам сами были еще грешнее. Примерно в 1450 году Фома Гасконский, ректор Оксфордского университета возмущался, что продавцы индульгенций бродили повсюду и выдавали письма прощения иногда за 2 пенни, иногда за кружку пива, иногда за ночь с женщиной легкого поведения или просто за половые отношения.

Во времена Мартина Лютера папа начал кампанию по сбору средств на постройку храма св. Петра за счет выдачи индульгенций. Иоанн Тетцель был неважным служителем, однако имел неординарные способности быстро пополнять казну, как искусный мошенник. Ему было поручено продавать индульгенции в Германии. Ниже приведен рассказ очевидца о том, как однажды Тетцель входил в немецкий город.

«Когда продавец индульгенций подошел к городу, перед ним несли Буллу (официальный документ папы римского) на вельветовом полотне с золотом, и все: священники и монахи, городской совет, студенты и учителя, мужчины и женщины — вышли встречать его со знаменами, свечами и песнями, устроив целую процессию. Потом под звуки колоколов и органа его сопровождали к главной церкви города. Посреди церкви установили крест и повесили папское знамя. В общем, складывалось такое впечатление, что к ним приехал сам Господь Бог. Перед крестом поставили огромный железный ящик для сбора денег, после чего каждый старался купить индульгенцию».

Говорят, что Тетцель носил с собой картину, на которой дьявол мучил души грешников в чистилище, и часто поторял слова, написанные на денежном ящике: «Sobald der pfenning im kasten klingt, kie seel’ aus dem Fegfeuer springt» — что в переводе означает: «Как только монета зазвенит в ящике, тотчас же измученная душа будет выпущена из чистилища». Богатые делали большие пожертвования, а бедные и несчастные крестьяне отдавали последнее, чтобы помочь своим любимым, которые мучаются в чистилище, или чтобы получить прощение своих собственных грехов.

В средневековых университетах желающие отстоять свои взгляды должны были публично изложить «тезисы», основные положения своей теории, и сделать их предметом дискуссии. Следуя этой традиции Мартин Лютер прибил свои знаменитые 95 тезисов к дверям главной церкви города Виттенберга (Германия). (27-й тезис выступал против навязчивой идеи, что чем раньше деньги попадут в ящик, тем раньше души покинут чистилище). Жаль только, что это был не тот собор, в котором проповедовал Тетцель. Распространение индульгенций было запрещено в Виттенберге. Но многие из Виттенберга ходили в соседний город Ютербог послушать Тетцеля.

Лютер начал выступать против продажи индульгенций и против индульгенций как таковых. Он был осужден в Булле папы Льва Х за слова: «Индульгенции — это религиозное мошенничество… Индульгенции не приносят никакой пользы тем, кто их приобретает для прощения грехов в свете Божьей справедливости».

Реформация очень помогла разоблачить заблуждение, что можно за деньги выкупить душу из чистилища. Сегодня людям не говорят, что нужно давать деньги за освобождение мучающихся душ. Но пожертвование денег и молитвы за умерших идут рука об руку. И поскольку священники должны признать, что сами не могут знать, когда именно душа переходит из чистилища в рай, то этот вопрос никогда не будет исчерпан. Не исключена вероятность, что люди еще больше будут выкладывать свои деньги за умерших родственников. Игра на чувствах и тяжелых воспоминаниях несчастных людей, побор денег за мессы и долгие молитвы очень напоминают дела тех еврейских священников, о которых Иисус Христос говорил: «Поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь» (Мф. 23:44).

Торжественная месса может очень дорого стоить в зависимости от цветов, свечей и количества священников, участвующих в ней. Она исполняется сильными и громкими голосами. Малая месса обходится гораздо дешевле. Для ее проведения требуется всего 6 свечей, и совершается она намного тише. У ирландцев есть поговорка: «Много денег — торжественная месса, мало денег — малая месса, нету денег — нету мессы!»

Умершие, по которым никто не заказал мессы, называются «забытыми душами в чистилище». Их поминают в особых молитвах 2-го ноября в «День всех душ». Если католик боится, что станет «забытой душой», то он может стать членом Общества Чистилища, которое было создано в 1856 году. Ежегодные взносы придадут уверенность, что после смерти за его душу кто-то будет молиться. Во время второй мировой войны архиепископ города Виннипега в письме (от 1 марта 1944 года) гарантировал матерям католичкам спасение их сыновей от чистилища, если они пожертвуют ему сумму равную 40$ за молитвы и мессы в честь их сыновей.

Я позволю себе выразиться более ясно: никакой папа, священник или проповедник — будь он язычник, католик, протестант или пятидесятник — не может гарантировать спасение кого-либо, живого или мертвого, независимо от суммы денег, пожертвованных на его молитвы. Библия говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23-24). Если кто-то думает, что за деньги человек может избежать чистилища и попасть в рай, то в действительности может быть только наоборот. Если следовать такой логике, то богатство не «затрудняет» вход в Царство Небесное, а «способствует» ему.

Библия утверждает: «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:7-8). Если деньги не могут искупить живого брата, то чем они помогут мертвому? Апостол Петр не мог ошибаться, когда утверждал: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы… но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Петр. 1:18-19). Когда бывший самарийский волхв Симон предложил деньги, чтобы приобрести Божий дар, Петр сказал ему приблизительно следующее: «Да иди ты в ад со своими деньгами! Неужели ты думаешь, что Божий дар продается?» (Деян. 8:20). В переводе J.B. Phillips есть заметка к этому стиху: «Именно так говорится в греческом тексте. Очень жаль, что значение этих слов искажено современным языком».

Католическая доктрина о чистилище (и молитвах о тех, кто в нем мучается) никогда не исповедовалась Иисусом Христом или апостолами. Католическая церковь, в свою очередь, не исповедовала эту доктрину до седьмого столетия, пока папа Григорий Великий не заявил о третьем состоянии, т.е. о месте, где очищаются души перед поступлением в рай, и пока она не стала официальной догмой на Флоренском Вселенском Соборе в 1459 году.

В XII столетии ходила легенда о том, что св. Патрик нашел вход в чистилище. Для того, чтобы убедить сомневающихся он вырыл очень глубокую яму в Ирландии, куда было спущено несколько монахов. По возвращении, как гласит легенда, они описали ад и чистилище в ярких красках. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что он тоже через эту яму спускался в подземный мир. Приходило много туристов, издалека и не очень, чтобы побывать в той самой яме. Затем вокруг этой ямы стали развиваться всякие финансовые спекуляции и в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Однако, спустя три года папа Бенедикт ХIV проповедовал и опубликовал в Риме проповедь в защиту чистилища св. Патрика.

Идея чистилища вынашивалась долго. Греческий философ Платон (427 — 347г. до н.э.) говорил об орфических учителях своего времени: «Они стекаются к дверям богатого человека и пытаются убедить его, что имеют силу свыше, которая дает им право с помощью жертв и заклинаний… покрыть преступления хозяина дома или его предков… Их мистерии избавят нас от мучений на том свете, а пренебрегающий ими будет наказан страшным роком».

Более подробное описание мук чистилища можно найти в священных писаниях буддистов. Были времена, когда спрос у китайских буддистов на молитвы для освобождения родственников из чистилища был настолько велик, что для этого открывались целые магазины (см. иллюстрацию). В религии Заратустры души должны пройти 12 уровней очищения, прежде чем будут готовы войти в рай. Стоики исповедовали промежуточное место просвещения, которое они называли Эмпуросис, т.е. «место огня». По учению ислама ангелы Муннкер и Некиер спрашивают умерших о религии, которую они исповедовали и об их пророке. Таким образом, многие попадают в чистилище, но если хорошо заплатить священнику, то можно избежать любого чистилища.

Идея пожертвования денег за усопших очень древняя, что и подтверждает Библия. По-видимому, израильтяне поддавались влиянию этой идеи, поскольку были предупреждены не совершать пожертвований ради мертвых (Втор. 26:14). Предоставив серию доказательств, Хислоп делает вывод: «В любой религиозной системе, кроме библейской, доктрина о чистилище и молитвы за умерших всегда имели место».

Очень возможно, что идея чистилища и некоторые другие идеи, связанные с поклонением Молоху, имеют один корень. Оказывается, разные народы верили, что огонь, так или иначе, необходим для очищения греха. Израильтянам многократно запрещалось проводить своих детей «через огонь Молоху» (Лев. 18:21; Иер. 32:35, 4Цар. 23:10). Молоху (которого некоторые отождествляют с Ваалом или Нимродом) поклонялись «с принесением человеческих жертв, с очищениями… с нанесением увечий, с обетами целибата или девственности и посвящением первенцев». Зачастую, это был огромный идол с горящим огнем внутри. Поэтому все, что попадало ему в руки, — истреблялось. На иллюстрации изображен языческий священник, который приносит младенца, отнятого у матери, в жертву Молоху. Если родители начинали кричать, то сильнее били барабаны, чтобы заглушить их крики. Слово барабаны произносилось как тофим, откуда произошло слово «Тофет», город, о котором говорится в следующих стихах (Иер. 7:31): «И устроили высоты Тофета… чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне». Пока били барабаны, гремели трубы и священники говорили нараспев, огонь пожирал человеческие жертвы.

Трудно сейчас представить, что с помощью таких жестоких ритуалов или денежных пожертвований люди надеялись искупить свои грехи. Благая весть заключается в том, что цена уже уплачена Иисусом Христом! Спасение дается по благодати, по милости, которую нельзя купить за деньги или приобрести за добрые дела или жертвы. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

© Данная статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»
Вы можете бесплатно подписаться на печатное издание ББВ,
а также связаться с нами по любым интересующим вас вопросам.