Христианская Рок-Музыка

С. Филипс

Рок-музыка – имеет ли она вредное, разлагающее воздействие на тех, кто ее слушает; или, может быть, на самом деле, она безвредна, как многие хотят, чтобы вы так считали? Имеет ли так называемый христианский рок какую-либо связь с тяжелыми заводными ритмами, доносящимися из радиоприемников, или это совсем другое?

Гарольд Майра и Дин Меррил в своей книге «Рок, Бах и суперхалтура» (1972) защищают христианский рок под следующими тремя предлогами:

  1. Рок-музыка сама по себе в основном безвредна
  2. Это роковые тексты делают ее отрицательной, а не сама музыка; поэтому, заменив «мирские» тексты «христианскими» текстами, вы делаете христианский рок вполне приемлемым
  3. Принимая рок-музыку, вы «идете в ногу со временем» вместо того, чтобы вернутся в «мрачное средневековье»

Является ли музыка, называемая рок-н-роллом (и христианским роком) безвредной самой по себе, или она все-таки оказывает какое-то влияние, о котором большинство и не подозревают? К сожалению, за роковыми ритмами кроется большее, чем многие это допускают. Поскольку так называемый христианский рок имеет за основу ту же музыку, что и рок, возможно, нам стоит рассмотреть внимательнее сам рок.

Ритм рок-музыки направлен на физический и чувственный эмоциональный уровень, – а не на духовный. Физические функции человека, такие, как сердцебиение, дыхание, пульс, говорение и походка опираются на ритмы тела. Это естественные ритмы, живущие в каждом из нас; и для того, чтобы поддерживать здоровый эмоциональный баланс, человек должен слушать музыку, которая сочетает ритм с мелодией и гармонией, поскольку этот тип музыки влияет на эмоциональную стабильность, чувство бодрости и спокойствия, ощущение уравновешенности и самоконтроля.

Проблема заключается в том, что рок-музыка не обладает этими качествами. Напротив, рок-музыке присущи гармонический диссонанс и мелодическое неблагозвучие и это усиливает тяжелый, неистовый ритм. Ритм многих роковых песен на самом деле идет в разрез с нашим естественным сердечным и артериальным ритмом. В своем исследовании доктор Джон Даймонд обнаружил, что ритм анапеста (две слабые доли и одна сильная) «повышает состояние стресса и агрессию, снижает продуктивность, повышает гиперактивность и ослабляет силу мышц». Во время тестов было обнаружено, что девяносто процентов людей теряют две трети своей обычной силы, когда они слышат такой ритм анапеста.

Может, именно так музыка и влияет на людей? Нижеизложенное взято из статьи, написанной Рэнди Хаммером для журнала Pensacola News.

Они внимали каждому его слову и движению. Аудиторией охватило адское эмоциональное смятение. Я никогда ничего подобного не видел.

Спрингстин выглядел, как написал один писатель, как Чарльтон Хельстон перед Красным морем. И когда он выскочил на сцену стадиона, по толпе поклонников покатилась волна, как будто ею управлял сам Моисей. Хорошо еще, что никто не пустил по кругу тарелочку для пожертвований; последователи Спрингстина опустошили бы свои карманы.

Целых четыре часа электризующего рок-н-ролла оставили толпу опустошенной и бесчувственной. Когда закончилась музыка, чувствовалась слабая боль. Аудитория сотрясала головами в оглушенном неверии. Люди покидали стадион со словами типа: «Я наверное умру». И если бы они умерли, не было бы ничего удивительного….Это был вечер, выступление, чувство, не поддающиеся описанию.

Некоторые поклонники доходили до того, что говорили, что Спрингстин – это высший кайф».

Власть, которой рок-музыка обладает над эмоциями, ужасает, когда понимаешь, насколько глубоко она проникает. Вот рассказ слушателя, побывавшего на концерте групп Sly и Family Stone:
“ Через час, или около того, даже я почувствовал себя под кайфом. Однако 20 000 человек, большинство из которых обкурились марихуаны, если не чего-то похлеще, расшатывали целое здание раскачиваясь, стоя на креслах, обнявши друг друга… Казалось, что толпа была загипнотизирована. Это было какое-то массовое безумство». (Readers Digest, июль 1973 г, стр.173)

Непрекращающийся, неистовый роковый ритм напоминает барабаны, используемые в примитивных культурах в их демонических обрядах и танцах. При постоянном, монотонном ритме и большой громкости он может вызвать состояние гипноза. В своем выступлении в Канадской Ассоциации Музыкальной Терапии (Калгари Геральд, 19 мая 1976 г.) доктор Уолтер Райт, психиатр из Онтарио, сравнил рок с барабанами Вуду: «Известно, что темп барабанов Вуду лишал человека воли сопротивляться грохочущим ритмам музыки… На рок-концертах, когда темп музыки достигает определенного уровня, это вызывает психологическую реакцию, которой аудитория не в силах сопротивляться».

Джереми Ларнер в New Sound, Yes утверждает: «Когда слушатель подчиняется ритму, он мысленно уходит от своего положения во времени и пространстве…Сложный мир внешних объектов становится неясным и неактуальным; настоящим является только внутренний пульс, ритм – это его внешнее проявление. Земные тревоги тонут в приливе торжества». [Ира Пек, The New Sound, Yes (Scholastic Book Services, 1966), стр.112]

Доктор Бернард Сейбель, специалист по работе с трудными детьми от Государственного Отдела  Коммунальных Служб в Вашингтоне, поделился своими впечатлениями, побывав на концерте группы Beatles: “Опыт пребывания с 14 000 тинейджеров на концерте Beatles невероятен и ужасен…Истерия и потеря самообладания намного превосходят влияние музыки. Многие из присутствующих приходили в неистовство; они превращались во враждебно настроенных, неконтролируемых, кричащих, неузнаваемых существ… Это не просто выход эмоций, как я вначале подумал, это – очень деструктивный процесс.

Обычные девочки вели себя так, будто они были одержимы какими-то демоническими стремлениями, руша в эмоциональном исступлении те ограничения, которые пытаются им навязать власть имущие.» (Seattle Times, 22 августа 1961г, стр.1)

А что же говорят о своей музыке сами рок-музыканты? Вот некоторые из цитат из книги Лоувела Харта «Разоблачение музыки Сатаны» (стр.101,102)

Beatles: наша музыка способна послужить причиной эмоциональной нестабильности, дезорганизованного поведения, восстания и даже революции.

Spenser Dryden: Хватайте их, пока они молоды. Сломайте их умы.

Донни Брюер из группы Grand Funk: Мы вырываем детей от родителей и из их окружения туда, где единственная реальность – это темп и ритм.

Джон Дэнвер (певец в стиле фолк и кантри энд вестерн): Рок-музыка имеет большее влияние на души людей, чем примитивное христианство.

Что говорит сама рок-музыка? Вот слова, взятые из рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Христос говорит: «Можешь ли ты показать мне теперь, что меня не зря убьют? Покажи мне хоть немного твоего вездесущего разума. Покажи мне, что есть причина, по которой ты хочешь, чтобы я умер. Ты слишком сильно увлекался где и как, и не очень почему…Почему же я тогда боюсь завершить то, что начал? То, что ты начал, я не начинал. Бог! Твоя воля тяжела. Но у тебя все карты. Я выпью твою чашу с ядом; приколоти меня гвоздями к кресту и сломай меня, бей меня, убей меня, возьми меня сейчас – пока я не передумал». Ирод говорит Христу: «Докажи мне, что ты – не сумасшедший – пройдись по бассейну». Апостолы говорят: «Я всегда надеялся стать апостолом… Когда мы уйдем на пенсию, мы еще сможем написать евангелие, так, что о нас еще будут говорить после нашей смерти.» Мария Магдалена говорит: «Я поворачиваю голову, я иду назад; я предпочла бы не знать; он так меня пугает; я так его хочу; я так его люблю».

Тексты рок-музыки также могут призывать к революции. Мик Джеггер из группы Rolling Stones в песне «Уличный борец» поет:
Везде я слышу звуки марширующих, наступающих ног, мальчик –
Звуки страха; пришло время восстать на улицах, мальчик
Ведь что еще может сделать бедный мальчишка, кроме как петь в рок-группе
Ведь сонный Лондон – это не место для уличного борца

Элтон Джон поет в песне «Сожги дотла миссию»:

За четырьмя каменными стенами
Спит богач
Пришло нам время забросать огненными факелами
Их жилище

Такие песни, как «Представь себе» Джона Леннона иногда исполняются на христианских рок-концертах, однако в тексте нигде не вспоминается Господь.
Представь, что рай не существует
Попробуй, это несложно
Нет никакого ада под нами
Над нами – только небо
Жизнь ради сегодня
Представь, что страны не существуют
Это не так уж сложно
Нет ничего, ради чего нужно умирать или убивать
И нет никакой религии
Представь, что все люди
Живут в мире
Представь, что имущество не существует
Не знаю, сможешь ли ты
Нет необходимости в жадности или голоде
Среди людей царит братство
Представь, что все люди
Живут в одном мире
Ты можешь сказать, что я – мечтатель
Но я – не один такой
Я надеюсь, что однажды ты присоединишься к нам
И мир будет, как единое целое

Господа Майра и Мерилл считают, что в основе своей эта музыка безвредна. Как может что-либо, что может иметь такое влияние на ваш разум и тело, быть абсолютно безвредным! Если на эту музыку положить христианские слова, сможет ли это изменить ее и сделать приемлемой? Нет! Ритмы этой музыки будут влиять на вас вне зависимости от того, что говорится в тексте.

Может быть, пришло время христианам присмотреться к той музыке, которой молодые люди подвергаются каждый день. Эта музыка проникла в церкви под маской христианской музыки, и люди принимают ее просто потому, что в текстах содержится имя Иисуса. Не стоит ли нам посмотреть глубже, чем в тексты о «любви и мире» и разобраться в сути этой музыки?

Дорогой читатель,
Задумывался ли ты о том, что ты нуждаешься в Иисусе Христе, как в твоем личном Спасителе?
Библия говорит: «конец закона - Христос, к праведности всякого верующего», и спасение лежит «по милости через веру», без всяких законов.
Признай сегодня, что тебе необходимо избавиться от вины и от греха, и доверься Иисусу Христу, - твоему всемогущему Спасителю.